?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

27.07.10 (Запись 23.07.10, 16:45)

ПОЕЗДКА К ЕВГЕНИЮ ЕВТУШЕНКО В ПЕРЕДЕЛКИНО (ч. 7)

7. Музей Евгения Евтушенко в Переделкине.

Музей Евгения Евтушенко находится рядом с его дачей на улице Гоголя, не в доме номер 1, а в доме номер 1А. Через калитку мы всей нашей небольшой, но мобильной компанией из четырёх человек пошли вдоль зеленых заборов по длинному дощатому настилу, пахнущему свежим деревом... И оказались около серого одноэтажного домика с сайдинговыми стенами, с двумя очень маленькими и очень высокими квадратными окошечками по одну и по другую сторону от двери, с высокой крышей-мансардой, с бетонным крылечком из четырёх ступенек и с жёлтенькими, синенькими и розовыми цветочками в двух вазонах около крылечка...

В музее два зала, зальчика.
В одном по стенам от пола до потолка висят фотографии, сделанные Евгением Евтушенко в 96-ти странах мира, где ему приходилось бывать, в основном портреты людей этих стран, европейцев, азиатов, африканцев, россиян... Фотогалерея... Фотомир в лицах... фотомир глазами поэта через лица людей... причём – через симпатичные ему лица, которые симпатичны и сами по себе...
Это не фантастический мир Юрия Роста, не союзписательский мир Николая Кочнева, не русский провициальный, деревенский мир Анатолия Заболоцкого... А глобусный мир Евгения Евтушенко, поэта, в котором сидит художник, и не просто сидит, а проявляется, реализовывается в своих фотографиях, как поэт – в своих стихах. Фотоэкспозиция Евтушенко говорит о том, что он – не только мастер поэзии, но и мастер фотографии.
Во втором зале висят картины из коллекции Евгения Евтушенко, подаренные ему художниками или их родственниками и друзьями. Здесь и прославленные на весь мир художники, и не прославленные, но тоже дорогие поэту. Здесь и Пикассо, и Шагал, и Леже, здесь и Моника Арруда – Мексика (1987), и Менаше Кадашман – Израиль (1932), здесь и Риккардо Мартинес (1918 – 2009), здесь и Олег Целков, здесь и Татьяна Шевченко (1949), и Александр Бибин, и Сергей Моисеенко, и Роман Жук... Здесь и портреты Евгения Евтушенко, написанные разными художникими, целая стена... Здесь и «Конь из цветов», сделанный в стиле наива-примитива неизвестным автором на клеёнке, акрил... Мне этот конь по своим цветам и жизнерадостности понравился больше всех...
На втором этаже, которого нет, но который в то же время есть, в крыше-мансарде с покатыми стенами – кабинет поэта, с книгами на стеллажах и на столах, с фотографиями жены, детей поэта и самого поэта и его собратьев по перу... здесь и рабочий стол, большой, двухтумбовый, советского или даже досоветского времени... на столе пишущая машинка «Москва», факс, бумаги, ручки-авторучки, футляр для очков... книга Евгения Сидорова о творчестве Евгения Евтушенко, с автографом на титуле: «Поэту нашего времени Жене Евтушенко. 17.07.2010». Евгений Сидоров вчера был на открытии музея «Жени». Но можно ли Евтушенку, как и Вознесенского и каждого из прославленных шестидесятников, считать поэтом только того времени, 60-х годов ХХ века? Каждый поэт своего времени – он поэт и всех новых времён. И Евтушенко написал об этом:

Я приду в двадцать первый век,
я понадоблюсь в нём, как в двадцатом,
не разодранный на цитаты...

И в поэзию новых времён...
я по пояс войду, как в колосья,
и они отдадут мне поклон.

Я стала записывать себе на листок кое-какие детали, чтобы не забыть их, чтобы они не выветрились у меня из головы. Сотрудница учтиво сказала мне:
- Да что же вы стоите? Вы сядьте за стол, и пишите на столе, это же удобнее, чем стоять...
- Но здесь – музей. А в музее посетителям разве можно садиться за стол-экспонат, на стул-экспонат, до которого даже дотрагиваться нельзя?
- У нас здесь можно.
- Это же стул Евтушенко, на котором только Евтушенке можно сидеть, и стол Евтушенко, за которым только Евтушенке можно сидеть...
- Садитесь, не бойтесь...
Я села. И несколько минут посидела за столом самого Евтушенко на стуле самого Евтушенко. «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - услышала я голос медведя из сказки «Три медведя». – Я сидела на этом стуле, но не сломала его. Он прочный, как вся мебель 60-х и более ранних (то есть более старых) годов. Кстати сказать, на первом этаже стулья – почти точно такие, как в сказке «Три медведя», - они в форме пеньков разных конфигураций, они без единого гвоздя. Их сколько ни ломай специально – нипочём не сломаешь.

...На застеклённой витрине я прочитала письмо Михаила Горбачёва Евгению Евтушенко, где Президент СССР говорит Евгению Евтушенко: вы расширили в нашей стране пространство свободы и сделали для этого очень много... – и говорит ему спасибо за это и за приглашение на вечер в Политехнический музей 18 июля 2009 года (я была там год назад и познакомилась там с Михаилом Горбачёвым!).
Мансарда музея напомнила мне гостевую комнату в Германии, в городке Вайблингене, где я жила в семье кукловода Утса и его жены, художницы Сибиллы... в 1994 году... У меня сохранилась открытка с этим домом на Марктплац (на Торговой площади). Там в крыше была не одна мансарда, а целых четыре. Такой высокой была эта крыша...

...Кто-то из посетителей музея сказал с сомнением:
- Я не верю, что у Евтушенко была такая простая пишущая машинка - «Москва»...
- Почему вы не верите, что у него когда-то была такая машинка? – удивилась я. – Он же когда-то был бедным студентом Литературного института и не всегда был обеспеченным человеком...
У меня, в пору моего студенчества, тоже была пишущая машинка "Москва", а потом появилась очень дорогая по советскому времени «Оптима» (за 380 руб., как если бы за 38 тысяч теперешними деньгами?), на которой я печатала свои стихи и прозу, и не только свои, а я была бедная студентка и бедная выпускница Литературного института...
В стихотворении 1959 года Евтушенко пишет:

Я комнату снимаю на Сущёвской...
Стучит, стучит моя машинка пишущая...

Не исключено, что это та самая машинка «Москва», которая сейчас находится в музее Евтушенко, стоит на его старом рабочем столе...

...Около крылечка в музей нам встретилась наша «экскурсоводка по двору Евтушенки» Тамара, всё в той же розовой трикотажной кофточке. Кивнула нам головой, уже как наша старая знакомая, сказала с приветливой улыбкой:
- Вы теперь сюда пришли?
- Да (как видите).
«А Вы уже покормили нашего классика? Он уже позавтракал?» - этого мы не стали спрашивать у неё, а надо было бы спросить?

Жена Евгения Евтушенки Маша, и. о. жены классика и и. о. отсутствующего физически, но присутствующего виртуально Евгения Евтушенко, который в это время сидел у себя на даче, на Гоголя, 1, и готовился к вечеру в Политехническом музее, общалась с посетителями музея, как если бы у себя дома со своими гостями... совершенно не официально. И с нами поговорила, рассказала нам, где что здесь висит на стенах...
На изящном столике лежали стопочками книги Евгения Евтушенко – «Весь Евтушенко» и «Окно выходит в белые деревья».
- Их можно купить? – спросила я у Маши.
- Да.
- Сколько они стоят?
- «Окно...» - 400 рублей. А «Весь Евтушенко» - 5 тысяч рублей.
«Неужели весь Евтушенко стоит так дёшево? Да ему цены нет», - скаламбурила я, но только про себя.
Как писал Вознесенский? «Ахматова не продаётся! Не продаётся Пастернак!..»? Евтушенко тоже не продаётся, а продаются его книги, как «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Я купила «Окно...», Грачёв добавил мне до него жёлтую купюру в 100 рублей.

- Маша, а хотите, я сфотографирую Вас? – сказала я Маше, вспомнив, что мне это надо для моего Живого Журнала (Евтушенко у меня есть, а Маши нет), и дотрагиваясь до серебряной кнопочки своего «Soni».
- Нет, не надо. Я не спала всю ночь... И плохо выгляжу... – засмущалась Маша и потёрла кулачками свои глаза, как девочка...
«Вы очень хорошо выглядите, Маша!» - хотела сказать я ей, но не стала приставать к ней. И только отметила про себя, что Маша вся – ненамазанная, не намалёванная, не нафуфыренная, вся естественная, такая, какая есть, вся без косметики. И очень милая, как раз потому, что она вся – вот такая. И её тёмные глаза кажутся светлыми, потому что не обведены чёрным карандашом, и веки и ресницы у неё чистые, без туши и «теней», и всё лицо чистое, бело-розовое, будто водой из колодца умытое.
(Кстати, в фильме «Ночной дозор» одна артистка, в отличие от всех других, выходит на экран к зрителям и играет вся без косметики, с не подведёнными карандашом глазами и с не намазанными тушью ресницами... Я когда увидела её такую, всю без макияжа, так она мне понравилась. И такой она показалась мне непривычно милой по сравнению со всеми артистками, которые без макияжа на экран вылезти боятся и свое естественное лицо зрителям показать... потому что они только с макияжем – красотки, а без него – не красотки, а «пужлища», если говорить рязанским солотчинским языком моей матушки.)
Маша мила такая, какая она есть. И такая она и нравится и Евтушенке, и всем, и мне.

...Я хотела было сфотографировать кое-что в музее, какие-то его уголки, но подумала, что это нельзя, и не стала ничего фотографировать.
Но музей этот вижу перед своими глазами так, будто я его весь сфотографировала...

В книге отзывов я написала:
«Как хорошо, что теперь в Переделкине есть музей Евгения Евтушенко, продолжение творческого пространства поэта, где сконцентрировано так много красоты и куда можно прийти к поэту в гости.
Спасибо организаторам и сотрудникам музея и самому Евгению Евтушенко (за новый очаг культуры)!

Нина Краснова,
поэтесса, член Союза писателей Москвы,
Принцесса Поэзии «МК»

Из музея мы поехали в Москву, откуда и приехали. И потом несколько дней обменивались по телефону своими впечатлениями о нашей поездке в Переделкино к Евгению Евтушенко, которая теперь уже стали историей и никогда не забудется, тем более, что я хорошо ли плохо ли, но написала о ней в своём Живом Журнале.

Нина КРАСНОВА

Comments

pingback_bot
Dec. 23rd, 2010 09:44 am (UTC)
Музей Евтушенко
User alexvadim referenced to your post from Музей Евтушенко saying: [...] Поэтесса Нина Краснова вниммаьельно следит за жизнью ЕА http://krasninar.livejournal.com/72534.html [...]

Profile

Нина Краснова
krasninar
Поэтесса Нина Краснова

Latest Month

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow